Школьное насилие

Школьное насилие   В русском языке трудно подобрать название для этого явления, которое включает в себя агрессивное поведение, моральное и физическое насилие, принуждение, запугивание и вымогательство. Таким образом, английское слово “буллинг” (bullying) – стало общепринятым в последнее время для обозначения насилия в школах.

    По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, 2010), которая периодически контролирует поведение учащихся и факторов, влияющих на их здоровье, регулярному насилию в школах подвергаются 21 % девочек и 22 % мальчиков в возрасте 11 лет; 20 % девочек и 19 % мальчиков в возрасте 13 лет; 12 % девочек и 13 % мальчиков в возрасте 15 лет. Постоянно обижают других 20-24 % российских школьников и 10-14 % школьниц.

    Следует отметить, что мальчики чаще применяют физическую силу, в то время как девочки чаще прибегают к социальной изоляции.

    В последнее время, в связи с распространением высоких технологий и интернета, мобильных телефонов, социальных сетей и др., у детей появился и новый вид издевательства – кибер – буллинг.

Организаторы и исполнители.

    Чаще всего организаторами и исполнителями школьного насилия (булли) становятся физически сильные дети из так называемых «неблагополучных» семей, но дети из обеспеченных (благополучных) семей тоже могут оказаться в этой группе. Если ваш ребёнок сам участвует в насилии, это тоже повод для вмешательства. Как показывают последующие наблюдения, большинство таких детей растут одинокими, у них плохо складываются отношения в семье и на работе.

Жертвы.

    Жертвой может стать практически любой ребенок, как физически сильный, так и ребенок, который хорошо учится и нравится учителям. Достаточно наклеить ярлык: новенький, тупой, умный, наглый, тихоня, придурок или мажор, коротышка или дылда, с акцентом разговаривает, не так одевается, ботан, рыжий, очкарик…

Последствия.

   Последствия школьного насилия сказываются на личности человека в течение последующей жизни. Доказательство этого было получено группой учёных из Королевского колледжа в Лондоне под руководством Такизавы. Цифры подтверждают, что жертвы частого или постоянного насилия в школе, становясь взрослыми, существенно чаще жалуются на здоровье, страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности, чаще ведут одинокий образ жизни, не имея семьи и друзей. Иначе говоря, школьные ссоры и драки оборачиваются вполне серьёзными взрослыми проблемами.

Что можно сделать в школе.

     Принимая во внимание начало нового учебного года, родителям и педагогам стоит внимательнее следить за тем, чтобы ребенок не стали жертвой буллинга.

   Учителя и администрация школы должны учитывать, что нападки обычно происходят в туалете, на школьном дворе, в холле на переменах, в школьных автобусах, а также по телефону или через интернет. Учителя должны незамедлительно реагировать на любые враждебные действия , информировать администрацию и родителей и тщательно расследовать подобные инциденты.

   Ученики и родители должны быть информированы и вовлечены в создание безопасной атмосфере в школе . Можно также привлекать школьников старших классов в качестве добровольных помощников (школьные омбуцмены), к которым ребенок может безопасно обратиться.

Признаки, на которые необходимо обратить внимание.

   Ребенок не всегда может признаться родителям в том, что он подвергается насилию в школе, поэтому внимательно наблюдайте за некоторыми невербальными знаками и несвойственным поведением:
Порванная одежда, синяки и ссадины, нежелание говорить о школе или идти туда, снижение аппетита, ночные кошмары, депрессия, тревога, снижение успеваемости;

    «Потеря» вещей и карманных денег, нежелание выходить играть во двор;

    Ребенок не встречается с одноклассниками, не приглашает их домой и не ходит в гости, становится вспыльчивым, срывает зло на младших членах семьи.

     Если вы заметили подобные признаки, не говорите ребенку “не обращай внимание”, “пошли их подальше” и т.д. Постарайтесь поговорить откровенно и выяснить все детали. Заверьте ребенка, его вины в этом нет, и что вы сделаете все для прекращения ситуации.

Особая тема – кибербуллинг (угрозы через интернет)

   Расскажите детям о возможности запугивания через интернет и научите не отвечать на угрожающие письма и звонки.

    Убедитесь, что компьютер, которым пользуется ребенок находится в общей комнате , и вы можете иметь к нему доступ . Объясните ребенку, что вы должны иметь возможность мониторить его переписку для исключения возможности кибербуллинга.

   Как родители, вы можете настоять, чтобы телефон и компьютер находились в общей зоне (кухне или гостиной) для исключения угрожающих сообщений в ночное время.

   Часто дети не сообщают о кибербуллинге, т.к. боятся, что родители отберут телефон или компьютер. Родители должны убедить ребенка, что все устройства останутся у ребенка, но буллинг – это проблема, и взрослые должны знать о ней , чтобы защитить своего сына или дочь..

Как себя вести ребенку.

    Избегать ситуаций, где нет других учеников и учителей. Не оставаться в туалете одному, обедать в компании друзей. В автобусе садиться поближе к водителю. Попросить встречать после школы, если нет возможности возвращаться в компании друзей.

    Обязательно сообщать родителям, учителям, воспитателям о наличии проблемы.

Что делать родителям.

    Научите ребенка справляться с ситуацией.

   Отработайте сценарии и ответные стратегии дома, которые помогут справиться с проблемой. Вместе рассмотрите, кто из учителей и друзей смогут помочь. Договоритесь о встречах с психологом.

    Постарайтесь найти взаимопонимание с педагогами, которые в силу ряда причин не признают (или не хотят признавать) проблему в её истинном свете. При необходимости доведите до сведения администрации и вышестоящих организаций.

   Иногда, если понятно, что изменить к лучшему ситуацию в классе не в ваших силах, единственным правильным решением будет перевести ребёнка в другую школу.

 

И.Шаповальянц

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *